Народный депутат Украины VII созыва
Под прикрытием требований Энергетического сообщества, власть готовит дерибан активов "Нафтогаза" между узким кругом "приближенных лиц" и сдачу ГТС России
Вице-премьер Юрий Бойко заявил, что приватизация НАК "Нафтогаза" нужна чтобы расплатится с кредитами и одновременно оправдывает необходимость приватизации НАК рекомендациями западных советников.
"Приватизация - это то, что рекомендуют наши консультанты Ernst & Young. Поскольку приватизация повысит прозрачность холдинга и позволит часть денег от приватизации направить на погашение западных кредитов".
Также он заявил, что "все проблемы НАКа - это разница между тарифами и ценой импортируемого газа", намекнув, что приватизация откроет путь для их стремительного повышения "по объективным причинам".
Правительство «заворачивает» планы по дерибану энергетического сектора в европейскую «обертку».
Законопроект, предусматривающий приватизацию НАК «Нафтогаз Украины» и аренду ГТС, не показывает, как должна выглядеть приватизация, а лишь передает все права правительству распоряжаться этим стратегическим имуществом. Как только правительство получит эту возможность, станет невозможно контролировать процесс «приватизации» и не будет видно кому пойдут активы.
Правительство оправдывает существование законопроекта обязательством Украины перед Энергетическим сообществом.
На самом деле Энергетическое Сообщество требует не принимать законы о «дерибане», а разработать план реформы НАК «Нафтогаза», сделать его публичным и только тогда приводить законодательство в соответствие с планом реформы.
Поэтому первое, что должно сделать правительство на выполнение обязательств перед Энергетическим сообществом - это показать план реформирования НАК «Нафтогаз».
Обосновывая законопроект, Юрий Бойко ссылается на Ernst & Young как компанию, которая была «консультантом по реформе». Однако средства на модернизацию ГТС и реформу сектора дают международные финансовые учреждения (Всемирный Банк, ЕБРР, Европейский инвестиционный банк).
Перед тем, как начинать выполнять советы «консультанта», должна быть озвучена еще позиция потенциальных кредиторов, насколько план реформ соответствует законодательству ЕС.
В законопроекте правительство предусматривает возможность для сдачи ГТС в аренду. Однако такой нормы нет ни в каких требованиях Европейского Союза.
Позиция ЕС - реформировать энергетический сектор и сделать его прозрачным, чтобы вложенные кредиты не были украденными. Поэтому новый законопроект - это не попытки привлечь средства ЕС, а попытки открыть новые пути для сдачи ГТС под контроль России или «приватизации».
В нынешних условиях приватизация стратегических энергетических объектов является угрозой безопасности страны. Эта приватизация не будет ни прозрачной, ни честной, ни выгодной для украинских граждан. Поэтому сегодня и ГТС, и стратегические энергетические предприятия должны оставаться государственными. Меняться должен не владелец, а принципы управления объектами.
«УДАР» будет выходить из интересов украинского общества и не допустит манипуляций власти и обмана граждан и европейских партнеров. Мы будем всеми возможными средствами противодействовать протаскиванию через парламент закона о дерибане «Нафтогаза».
«УДАР» требует, чтобы следующим шагом правительства были:
- обнародование плана реформирования НАК «Нафтогаз Украины» и энергетического сектора в целом;
- публикация информации, правительство до сих пор не обнародовало, - стоимость ГТС (оценка Baker & Tilly);
- согласование плана реформирования НАК «Нафтогаз Украины» с Секретариатом Энергетического Сообщества и потенциальными кредиторами - Всемирным Банком, ЕБРР, ЕИБ.